Намеченные на 19 марта 2023 года выборы в Казахстане отличаются высокой активностью на самом старте гонки. В конце февраля ЦИК зарегистрировал 14 207 человек. Из них 892 кандидата в депутаты Мажилиса, 13 315 - маслихатов. В партийные списки кандидатов в нижнюю палату парламента вошли 283 человека.
То есть политические объединения в текущем электоральном цикле сделали акцент на маслихаты. В предвыборной гонке официально участвуют семь зарегистрированных в стране партий, которые подготовили по два списка соответственно.
Находящиеся в процессе регистрации и не получившие права участвовать в выборах политические объединения имеют возможность выдвинуть своих представителей по одномандатным округам. И, судя по данным, опубликованным ЦИК Казахстана, так и происходит. Таким образом, конкуренция теперь двухуровневая - между организациями и конкретными персонами.
Возможно, при определенной агитационной работе это новшество вовлечет в процесс больше избирателей. Да, остался всего месяц. Но как раз такой цейтнот в большей мере работает на эмоциональный фон в обществе, нежели размеренные процессы.
При беглом изучении списков кандидатов сложно выявить ярких персонажей. Как будто бы на кастинге подбирали всех, кто не выскочка и не станет тянуть одеяло на себя. Но это на первый взгляд. При общей эмоциональной усталости аудитории найдутся среди кандидатов более двух десятков персонажей, которые могли бы зажечь. Мы же рассмотрим наиболее влиятельных партийцев, которые составили основу списков.
Избыточный максимумПартия Amanat (бывший назарбаевский Nur Otan и более ранний «Отан»), кажется, вознамерилась повторить достижения своих предшественников и занять целиком всю палату. Правда, правила игры в 2007 году были диаметрально противоположны нынешним - тогда были отменены одномандатные округа и депутаты избирались по партспискам (98 человек) и от Ассамблеи народа Казахстана (9 человек - те же нуротановцы).
Теперь, лишившись статуса «партии президента», Amanat подал партсписок на 90 человек, а также выдвинул в одномандатных округах еще 29 кандидатов. Всего же предполагается 98 мандатов.
Согласно законодательству, партии, получившие на предыдущих выборах более 5 % голосов, взнос не платят, а «Нур Отан» - парламентское большинство уже много лет. В общем, партия может выдвинуть максимум кандидатов и поставить самые смелые задачи.
Остальные шесть партий не настолько амбициозны.
- Кандидатами в депутаты Мажилиса от «Ак жола» были утверждены 54 человека по партийным спискам и 23 - по мажоритарной системе.
- Народная партия Казахстана подготовила партсписок из 52 человек, по мажоритарным округам выдвинуты 15 кандидатов.
- У «Ауыла» по партийным спискам выдвинуто 25 кандидатов, по мажоритарной системе - девять.
- Съездом ОСДП (Общенациональной социал-демократической партии) был утвержден список из 19 кандидатов в депутаты Мажилиса парламента, выдвигаемых по партийному списку, и шесть - по мажоритарной системе.
- В партийный список «зеленой» партии «Байтак» вошли 18 человек, еще четыре кандидата выдвинуты по мажоритарной системе.
- У партии Respublica в списке 25 человек (позже двое сняли свои кандидатуры) и четыре одномандатника.
Между прочим, НПК, «Ак жол» и «Ауыл» могли бы поступить, как бывшие нуротановцы, и выдвинуть по максимуму, поскольку освобождены от уплаты избирательного взноса в размере 1 050 000 тенге за каждого кандидата в списке, так как набрали на прошлых выборах более 5 % голосов. Но в их случае это было бы действие, сильно противоречащее правилу «бритвы Оккама». Списки и так избыточны.
У каждого - свой «фундамент»Базой будущего парламента, судя по всему, может стать Amanat. Как отметил в своем телеграм-канале политолог
Данияр Ашимбаев, костяк партийного списка составили 24 члена депутатской фракции прошлого созыва во главе со спикером и лидером «Аманата»
Ерланом Кошановым. Его усилили еще двумя секретарями партии -
Эльдаром Жумагазиевым, много лет работавшим с
Тимуром Кулибаевым, и
Даулетом Карибеком. Первый выдвигался на очередных парламентских выборах в 2021 году, будучи секретарем партии Adal, которая тогда не получила мандатов, а позже влилась в Amanat. Второй - с юности работает в структурах «Нур Отана» (с небольшими перерывами). Помимо Кошанова, основу костяка составляют: бывшая коллега президента Токаева по МИД
Айгуль Коспан с огромным опытом международных контактов;
Юрий Жилин, бывший несколько лет инспектором администрации президента, а также возглавлявший различные информационно-аналитические структуры; бывший офицер КГБ с большим опытом партийной, международной и управленческой работы
Павел Казанцев; профессиональный социолог и функционер «Нур Отана»
Юлия Кучинская; много лет работавший с
Даригой Назарбаевой телеведущий и продюсер
Артур Платонов.Также «на усиление» фракции взяли еще несколько сильных фигур.
Бактыкожа Измухамбетов - краткосрочно избирался и вице-спикером, и спикером Мажилиса парламента, нефтяник, был акимом Атырауской области, председатель ЦС РОО «Организация ветеранов».
Асхат Аймагамбетов - протеже нынешнего руководителя Amanat Кошанова, руководивший Министерством образования и науки, затем - Министерством просвещения. Соответственно, после ковидных проблем у него спорный бэкграунд. Плюс обвинения в подтасовке диссертации и неких коррупционных схемах.
Мурат Абенов - опытный чиновник и политик. Был депутатом Мажилиса двух созывов и вице-министром образования и науки. Ушел из министерства после критики, касающейся освоения бюджетных средств. Судя по всему, у политика или хорошая интуиция, или поддержка.
Каирбек Арыстанбеков - директор Института экономической политики, член НСОД, часто выступает в СМИ в качестве эксперта по экономике.
Омиртай Битимов - председатель Казахстанско-Афганской ассоциации развития и партнерства AFG-QAZ, экс-посол в Афганистане и экс-глава внешней разведки.
Берик Бейсенгалиев - бывший вице-министр сельского хозяйства, раньше возглавлял холдинг «КазАгро», «Темирбанк», был причастен к «трансформации» фонда «Самрук-Казына»; его пути часто пересекаются с семьей
Булата Утемуратова.Ерлан Нысанбаев - политик с серьезным багажом, экс-вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов.
Бауыржан Смагулов - председатель правления АО «Институт развития электроэнергетики и энергосбережения (Казахэнергоэкспертиза)».
Мади Такиев - зав. отделом социально-экономического мониторинга АП.
Кроме этих персон, в партийном списке немало известных представителей гражданского общества и профессиональных политиков. Многие из них были в Нацсовете общественного доверия (НСОД, создан по поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева 12 июня 2019 года), а также в составе Национального курултая, созданного в июне 2022 года.
Парламентское меньшинство: «Ак Жол», НПК, «Ауыл»У «Ак жола» аналогичный подход. Первые семь партийцев из списка - из состава предыдущей фракции. Еще трех парламентариев, которые состояли в седьмом созыве Мажилиса, перекинули в середину списка.
В список не вошел
Азамат Абильдаев, по некоторым данным, он не нашел общего языка с руководством партии. Еще один «акжоловец»
Нурлан Жазылбеков выдвигается по мажоритарному округу в Алма-Ате, но не по официальному списку «Ак жола», и один -
Фуат Сатыбаев - по списку.
Естественно, костяк фракции - глава «Ак жола»
Азат Перуашев, которого связывали и с Евразийской группой, и с Тимуром Кулибаевым. Также сохранил свои позиции старый соратник Перуашева еще по Гражданской партии
Берик Дюсембинов. Остался в первых рядах и писатель
Казыбек Иса, скандально известный своими националистическими высказываниями. Список «усилили» политологом
Буриханом Нурмухамедовым и известным адвокатом
Сергеем Уткиным.Источник: https://ia-centr.ru/experts/vyacheslav-shchekunskikh/vybory-2023-v-kazakhstane-syurprizy-nachalis-do-starta-gonki-/