На скоростной магистрали реформ

На скоростной магистрали реформ


ЕДИЛ МАМЫТБЕКОВ, ДЕПУТАТ СЕНАТА ПАРЛАМЕНТА VII СОЗЫВА, КАНДИДАТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК, АКАДЕМИК НИА РК, ХАСЛАН КУСАИНОВ, ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МАИН


На современном этапе развития в Казахстане актуальными проблемами и вызовами стали Сovid, удорожание продовольствия и тарифов на электроэнергию.


У населения большую тревогу вызывает застой в реальной заработной плате, падение уровня жизни ряда казахстанцев, усиление неравенства в благосостоянии. Все это – системные проблемы государственного управления и планирования.

Восточная мудрость гласит: «Если хочешь пройти большой путь, сделай хотя бы первый шаг». Первые шаги в начале независимых реформ были сделаны в условиях сильнейшего общественно-политического и социально-экономического хаоса. Однако шаги эти были достаточно уверенными. Иначе и быть не могло, поскольку на кону стояла судьба страны.


Ветераны управления хорошо это помнят. В сжатые сроки были приняты меры по формированию антикризисной правительственной программы, жесткая реализация которой позволила в 1994–1995 годах приостановить спад промышленного производства, сбить сильнейшую инфляцию, начать решать самые неотложные социальные проблемы. Одним из главных результатов, имевших перспективное значение, стало создание условий для привлечения инвестиций от международных финансовых организаций, и прежде всего по линии МВФ. Тем самым был соз­дан плацдарм для наступления на экономическом фронте.


Тише едешь – дальше будешь?


Есть ли альтернатива броуновскому хаосу суетливого бега неизвестно куда? Ее просто не может не быть.

Можно отсидеться в тени мировой экономики, отбросив амбициозные лозунги типа вхождения в число 50, затем и 30 развитых стран, неспешно, но последовательно решать посильную задачу повышения конкурентоспособности экономики, поддерживать внешнеэкономические отношения со странами, придерживаясь взаимовыгодных интересов, сохранять мир и согласие в стране, решать социальные задачи. Так называемая политика мелких, но результативных шагов. И сами не заметим, как однажды придет качество как закономерный итог накопленного количества продуманных действий. Но этот путь долгий, не терпящий суеты, предполагающий перманентную передачу «эстафетной палочки» от одной команды топ-менедж­мента другой, приходящей на смену, и формируемых на принципах безусловного приоритета государственных интересов над личными и командными.


Так и предполагалось двигаться вперед с принятием на исходе 1997 года долгосрочной стратегии «Казахстан-2030». Были установлены с десяток приоритетных задач и четкий алгоритм их решения. Не последнюю роль в научно-методическом обосновании стратегических направлений развития страны сыграло и научное сообщество. И самое главное – стратегия встретила понимание на разных уровнях государственного управления и в самых широких кругах общест­венности, поскольку воочию демонстрировала поступательное движение реформ.


Однако, к немалому удивлению трезвых умов, чуть позже стратегия, задолго до установленного временного горизонта, была объявлена досрочно выполненной и принята Стратегия «Казахстан-2050». С этого времени и начинается тот самый хаос принятия бесчисленных мало обоснованных, мало взаимосвязанных, недостаточно эффективных государственных, отраслевых и региональных программ. Порядок до сих пор не восстановлен. Саму же стратегию до 2050 года сегодня никто и не вспоминает.


Что же случилось такое, что внесло дисфункции в управленческую систему, десятилетиями выстраиваемую настоящими управленцами-государственниками, обладавшими стратегическим мышлением и имевшими опыт его воплощения в тактических действиях?


Сегодняшние непопулярные решения являются лишь следствием, лежащим на поверхности. Причины, их определяющие, на наш взгляд, находятся глубже – в снижающейся из года в год эффективности государственного управления. И ответ на вопрос прост, как правда: где-то с начала нулевых начался процесс размывания государственного управления как системы эффективного менеджмента закалки времен плановой экономики.


Безусловно, рыночное время берет свое, все более определяя рыночные методы хозяйствования. Стали накатывать волны нового пополнения управленцев рыночной ориентации, однако с размытой в головах идеологией. Управленцы, воспитанные на системе тестов, не способны принимать важные государст­венные решения и брать на себя ответственность. Они не знакомы с основами политэкономии – науки о производственных отношениях в социальных системах. Базовый их предмет изучения был так называемый экономикс, который занимается решением бухгалтерских задачек. В результате стал все более проявляться разрыв между государственниками и «новыми управленцами».


Что кроется за понятием «государственник»? Это управленцы, которые в своих решениях всегда исходили и исходят прежде всего из интересов народа. Сегодня таких управленцев практически не осталось. Отсутствие стратегического мышления в головах нынешних топ-менеджеров порождает накапливающиеся сис­темные ошибки в управлении.


Ухабы сгладит профессионализм


В течение многих лет формировалась и закреплялась в общественном сознании иллюзия о перманентном совершенствовании высшего управленческого аппарата путем раскладов из одной и той же кадровой колоды. Вся проблема заключается в том, что в последние годы в систему государственного управления вливаются молодые люди, чья юность, а для многих и детство, пришлись на идеологический вакуум начала 90-х годов. По­этому нет чувства ответственности и отчетности за конечный результат, поскольку нет в головах правильных установок, которые в то старое время закладывались едва ли не с рождения и шлифовались в процессе продвижения по службе с самых низовых звеньев.


Даже в страшном сне не приснится та разруха в головах новых управленцев. Результаты их корпоративной деятельности удручают. Так, с молчаливого согласия верхнего эшелона власти группа финансистов в свое время рапортовала о создании «лучшей финансовой системы в СНГ». «Мальчики гарвардского розлива» настолько эффективно поуправляли через специально созданные институты развития финансовыми активами, выделенными на диверсификацию экономики, что до сих пор государство не может возвратить в полном объеме вложенные в диверсификационные проекты средства.


Рапортовали и о созданной «лучшей в мире системы государственной службы», которая успешно провалилась. Сегодня продолжается реформа госслужбы через идею корпускулярного принципа формирования кадров управленцев. Процветает же командный подход, который нивелирует усилия по формированию эффективной госслужбы.


Поэтому сегодня имеем то, что имеем, а именно – экономику, поделенную между кланами. Более того, формируется кастовое общество! Верхние живут как хотят, а нижние – как получится.

Затянутый на два десятилетия процесс диверсификации экономики на индустриально-инновационной основе в целях отхода от сырьевого характера ее развития, думается, связан с обратными процессами торможения со стороны команд управленцев, обслуживающих кланы, присосавшиеся к сырьевым ресурсам страны.


С этой точки зрения можно понять и тот удручающий факт, что за все годы независимого развития не предпринимались попытки диверсифицировать направления и возможности экспорта нефти и газа, оставаясь в жесткой зависимости от трубопроводов, проходящих через территорию РФ, и изменчивых политических аспектов во взаимо­отношениях государств.


С другой стороны, имеем «рапортующую» экономику, что играет роль громоотвода от кланов и их интересов в экономике.

Рукотворные иллюзии не есть мифы, которые рождаются в головах. Тем они и опасней, поскольку опираются вроде бы на определенную информационную базу, но которая может порой сильно отличаться от реального состояния дел. Статистика – та еще «гейша», под умиротворяющие мелодии «рисующая» нужный показатель.


Таким образом успешно построили рапортующую экономику, являющуюся, к сожалению, действенным инструментом выст­раивания виртуального ареа­ла мироощущений о движении в сторону 50, затем 30 развитых стран мира.


Кроме нас такие задачи еще кто-нибудь ставит во главу угла? Не приходилось ни слышать, ни читать. Однако есть некоторая уверенность в нашем еще не совсем замутненном сознании, что там, за бугром, все на самом деле просто и доходчиво – там просто высокопроизводительно работают как по управленческой вертикали, так и по производственной горизонтали, в том числе и над ошибками. И вполне естественным образом становятся воистину развитыми странами и находятся на достойных местах во всевозможных межстрановых рейтингах. И не зацикливаются на этом.


Важно отметить еще одну, на наш взгляд, архиважную проблему. Мы перешли на функционирование системы государственного планирования. В связи с этим в Казахстане, может, намеренно, а может, случайно, ликвидирован институт политической ответственности Правительства и других госорганов за реализацию среднесрочной программы. В настоящее время Правительст­во не разрабатывает средне­срочную программу действий, как это было раньше. Поэтому сложно оценить эффективность работы Правительства.


Иначе говоря, оценку стратегических планов государства, госпрограмм, отраслевых программ и стратегических планов государственных органов осуществляет сама исполнительная власть страны (Правительство, администрация Президента).

А правильно ли это? Сложно найти ответ. Думается, сама жизненная практика через ряд лет высветит ответ, но скорее всего, поставит перед фактом неэффективности подобных форм и методов управления. С потерей времени для необходимых реформ.


Но поскольку нынешний топ-менеджмент торопливый, рапортующий, с психологией временщиков, как панацея от него возможен переход и на временное «ручное управление» ключевыми процессами. Как минимум может проявиться и ответственность за свои действия. Однако если при этом главным рычагом управления опять и опять будет Национальный фонд, то ни к чему хорошему это не приведет.


Возможен и вовсе фантастический вариант – полностью поменять кадровую колоду, невзирая на всякие фикс-идеи корпускулярного подхода к формированию управленческой элиты. А что, можно и попробовать, тем более что сегодня такая возможность предоставляется в рамках перехода к обновленному Казахстану с обновленной представительной ветвью власти. Сегодня не надо верить тому, что говорят экономисты, нужно думать как экономисты!


Научный подход


В первые годы реформ были нужны макроэкономические усилия, поэтому все были макроэкономистами, при этом реформаторы тех времен хорошо помнят, что процессы торможения реформ проявлялись в низовых звеньях – на уровне областей, затем – на уровне районов, со временем – и на уровне предприятий. И вовсе не потому, что было желание тормозить. Отнюдь. Просто было непонимание реформ, в которых низовые управленцы не видели своего места.


Сегодня все гораздо сложнее: необходимы усилия на микро­уровне, поскольку экономический потенциал должен прирастать развитием отраслей, предприятий и регионов, но психология управления осталась на прежнем уровне.


Просто нет внятной и цельной региональной политики. Однако имеют место разрозненные подходы, к примеру, в виде программ развития сельских территорий в рамках стратегического развития АПК, не подкрепленные завершенной законодательной базой местного самоуправления. Тем более что местное самоуправление пока не в полной мере вписывается в систему межбюджетных отношений центра и регионов.


В подобных условиях трудно было ожидать отдачи от реализации инновационно-инвести­ционных проектов Карты индуст­риализации в регионах, многие из которых прорабатывались без учета реальных потенциалов регионов по трудовым, инфраструктурным и иным местным ресурсам.


Не сильно ошибемся, если скажем, что потенциал управления может прирасти усилиями науки. Так было в плановые времена, так было и на первых этапах независимых реформ. Наука в те времена была реальной производительной силой общественного развития, а ученые – уважаемой элитой, к мнению которых прислушивались наверху. Судьбоносные программные решения принимались с учетом эксперт­но-аналитических и прогнозных обоснований ведомственными и центральными научными инсти­тутами.


Но сегодня наука находится на отшибе, не может подняться с колен. Данную тему нам уже приходилось не раз поднимать, поэтому не хотелось бы углубляться в дебри проблемы. Подчеркнем лишь, что есть незыб­лемая уверенность, что именно возрожденная полноценная нау­ка может мобилизовать все те факторы, так необходимые для роста качества управления. Остается лишь вопрос: сможет ли соответствующее ведомство решить эту важную задачу?


Скептики и реформаторы


В конце концов трудно возразить проверенному временем факту, что конструктивные скептики сделали для реформ ничуть не меньше, чем те же реформаторы. В особенности это актуально сегодня, когда управленческая среда все более размывается. Можно рекомендовать современным топ-менеджерам прислушиваться к ним, поскольку всегда найдется рациональное зерно в их скептицизме.


Думается, реформы проигрывают также и от того, что в управленческой среде господствует психология временщиков.


Действительно, какие могут быть стимулы «рвать жилы» и работать на износ, если назавт­ра ты будешь совсем в другом кресле? Отсюда и игнорирование общественного мнения, которое может не вписываться в схему кабинетного управления.


Далеко за примерами ходить не нужно: в столице уже много-много лет ежегодно ломают набережную в самом центре города, для того чтобы горожане могли кататься с горок прямо с набережной. По истечении сезона заново привариваются оторванные секции, теряются декоративные детали, набережная постепенно, но уверенно теряет прежнюю привлекательность.


Хотя можно сделать все по-иному, о чем и пишет общественность в своих обращениях в акимат. Однако воз и ныне там.


Очередному руководителю города подчиненные докладывают, что столица уверено становится центром внутреннего и внешнего туризма. Иностранные же туристы недоумевают, наблюдая подобное варварство.


Горизонты и миражи


Как известно, реформы не самоцель, но они неизбежны, если стремиться к построению экономически устойчивого и конкурентоспособного в мировом сообществе государства с высоким уровнем жизни населения. Для того чтобы реформы были эффективны и на горизонте были реально достижимые цели, а не миражи, важно следовать следующим принципам: жить в реаль­ном мире без фантазерства; ставить правильные и реально достижимые цели в соответствии с осознанием прошлых, пониманием настоящих и прогнозированием будущих особенностей и условий развития; располагать планом адекватных действий по решению соответствующих этапных задач в движении к поставленным целям; в полной мере реализовывать принцип обратных связей в рамках мер по мониторингу результатов в целях принятия взвешенных решений по управленческим воздейст­виям на ход исполнения реформ.


Казалось бы – все просто, однако как тяжело все это дается на практике. Но иного пути нет. Иначе реформы превратятся в очередные проформы.


«Теперь я в Парламенте не одна»


ЛЯЗЗАТ КАЛТАЕВА, ДЕПУТАТ СЕНАТА ПАРЛАМЕНТА РК


Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая в Парламенте, отдельно остановился на социальной защите людей с особыми потребностями.


К этой категории в Казахстане относятся более 700 тыс. человек. В высшем законодательном органе страны их интересы представляют пять депутатов: один сенатор и четыре мажилисмена.


В одном из чатов, объединяю­щих людей с инвалидностью, я подчеркнула, что выборы 2023 года в Мажилис Парламента и маслихаты станут знаковыми для людей с инвалидностью в Казахстане. Мы столько лет боролись за свои права и возможность управлять государством наравне с другими, и вот сейчас настал исторический момент.


Из разных городов идут отрадные новости. Роза Жаркенова стала депутатом Алматинского областного маслихата, Нияз Сундиталиев – в Карагандинской области... Но главные новости пришли из Мажилиса Парламента. Я ожидала, что туда пройдут один-два человека, но там сегодня четыре депутата, представляющих интересы лиц с инвалидностью. До этого мне одной в Парламенте приходилось отстаивать их позицию.


Я знаю каждого из тех, кто пришел в Мажилис и маслихаты, и скажу так: они сделают все, чтобы законы, которые принимаются, были равными для всех граждан Казахстана. Они будут рассматривать бюджеты с точки зрения того, как правильно расходуются государственные средства, и, если потребуется, пресекут неработающие программы – так называемые «мыльные пузыри».


Уверена: депутаты из числа людей с инвалидностью будут отстаивать не только братьев и сестер по несчастью – они сделают все, чтобы в Казахстане было комфортно и удобно жить всем гражданам.


Для востока страны тема приграничных районов, поднятая Президентом Касым-Жомартом Токаевым в ходе выступления перед Парламентом, является горячей, больной


Огромные территории, граничащие с Китаем, сегодня в буквальном смысле обезлюдели. И эту проблему нужно действительно решать, считает известный восточноказахстанский дорожник, заместитель председателя сообщества (общественного совета) Самарского сельского округа Александр Федосов.


– Президент подчеркнул, что социально-экономическое положение многих сел в приграничных районах находится на низком уровне, – отметил общественник. – Это очень дипломатичная формулировка. По нашему региону можно привести такие примеры: в бывшем Маркакольском районе, небольшом по размерам, в свое время проживали примерно 15 тысяч жителей. Сейчас – около трех. Население Катон-Карагайского района в его старых границах насчитывало 20 тысяч жителей, сейчас здесь осталось примерно пять тысяч. Многие населенные пункты умерли, где-то остались по две-три семьи.


Показательным является приграничный Курчумский район, где целиком обезлюдели села, основанные когда-то среди богатейших угодий – Чердояк, Орловка, Нижняя Еловка, Верхняя Еловка... По мнению Александра Ивановича, их деградация была вызвана ошибочной политикой 1990-х, когда взялись укрупнять сельские районы и в целом заявили курс на приоритетное развитие промышленности. Начался развал крупных хозяйств на селе. Люди остались без работы, без средств к существованию. Пошел массовый отток в город.


А ведь речь идет, как отметил Президент, о стратегических приграничных территориях! Сейчас в регионе пробуют исправить провалы прежней политики с помощью областной пятилетней программы. Она рассчитана на 2020–2024 годы, ее совокупный бюджет составляет 218 млрд тенге.


В основном в селах приграничных районов предусмотрены ремонт и строительство социальных учреждений, обновление инфраструктуры, в целевых показателях – создание 21 тыс. рабочих мест, в том числе 9 тыс. пос­тоянных. Что в «сухом» остатке?


Программа действует четвертый год, и при этом отток из отдаленных сел не снижается! Дошло до того, что в Катон-Карагайском районе активисты объявили о создании комитета по спасению района. В селе Берель, где расположена туристическая «фишка» – знаменитая Царская долина, древнесакский археологический комплекс, нет мобильной связи, нет Интернета! Кто из молодежи останется здесь жить?


– В Самарском районе в селе Мариногорка построили новый водопровод, вложили почти миллиард тенге, – привел пример общественник. – Но какой от него толк, если из села все разъехались? Там уже почти никого не осталось! Президент поручил подумать, как обеспечить желающих переселиться в приграничные села доступным жильем. У нас в Самарском районе, Курчумском, Катон-Карагайском, Тарбагатайском огромное число брошенных домов. Государство могло бы их выкупать и передавать тем молодым семьям, которые примут решение о переезде.


Как заметил восточноказахста­нец, на сегодня сложно судить, какие решения сможет предложить концепция развития сельских территорий. Глава государства проанонсировал работу над этим документом, но широкого обсуждения в публичном пространстве пока не было. А хотелось бы его получить.


По убеждению общественника, фундаментом концепции должен стать курс на развитие Казахстана как аграрно-промышленной страны, особенно с учетом растущего глобального спроса на продовольствие. По сути, речь должна идти об экономической реформе, когда всем желающим в отдаленных приграничных районах будет предоставлена земля, гарантированы жилье и современная инфраструктура. Как показала жизнь, региональные программы, даже супердорогостоящие, являются только полумерой.


– Главное, что может удержать людей в селе, это работа, – подчеркнул общественник. – Конечно, есть действующие крестьянские хозяйства, они занимают свою «нишу». А вот чтобы появились новые, нужны мощные стимулы со стороны государства. Молодым людям необходимо дать землю, возможность приобрести технику, скот, семена. Люди бы развивали подсобные хозяйства, а с ними и аграрный сектор.

В своем выступлении в рамках первой сессии Парламента нового созыва Глава государства указал на важность юридической защищенности медицинских работников, отметив, что депутатам следует уделить должное внимание решению данного вопроса


Напомним, Минздрав разработал законопроект, который направлен на юридическую и финансовую защиту медицинского работника от допущенных не по его вине ошибок.


Надо сказать, что подобная практика применяется в мире давно. В случае, если при лечении была допущена ошибка, но следствие показало, что причина не в халатности, а в объективных обстоятельствах, то компенсацию пациенту выплачивает государство или страховая компания.


– Во всех странах мира есть закон, который защищает мед­работников при допущении ими случайной ошибки, – говорит директор департамента науки и человеческих ресурсов Министерства здравоохранения Даулет Алдынгуров. – Каждый медработник обязан оказывать медицинскую помощь, но иногда происходит непредвиденное. К примеру, из-за индивидуальной особенности организма пациента или по причине того, что заболевание крайне редкое и диагностику провести очень сложно.


Сумма компенсации согласно законопроекту будет зависеть от причиненного ущерба. По словам Даулета Алдынгурова, в Казахстане она будет достигать почти трех с половиной миллионов тенге. Так, если дошло до инвалидности – размер выплат составит до 1 000 МРП (3 450 000 тенге), а если можно пройти реабилитацию и восстановиться – от 100 тысяч до миллиона тенге.


Нужно отметить, что в первые годы все страховые выплаты на себя берет государство. В дальнейшем предлагается создать фонд, распределив его пополнение поровну между государством и работником.


– Сейчас идет планомерное повышение заработной платы медработникам, чтобы это не било их по карману. К примеру, хирург будет платить в этот фонд примерно 35 тысяч тенге в год. То есть в месяц порядка 3 тысяч тенге, – отметил директор департамента.


Уточним, разработка закона началась в 2021-м, а в июле прошлого года он был внесен в Мажилис.


– Его рассматривали на осенней сессии, прошел не меньше 12 рабочих групп, – дополнил Даулет Алдынгуров. – Законопроект улучшили. Но в связи с тем, что в феврале этого года Мажилис был распущен, мы вновь в ожидании заседания новой рабочей группы.


Основным разработчиком нововведений является Министерство здравоохранения. Однако участие в его создании принимали также министерства юстиции, финансов, внутренних дел, а также практикующие медики, медицинские организации и профсоюзы.

– Мы ориентировались на передовые страны Европы, Азии, США, Канады. У всех система работает по-разному, но суть повсеместно одна, – подытожил Даулет Алдынгуров.


В своем выступлении на открытии первой сессии Парламента VIII созыва Президент четко определил основные параметры, которым должен соответствовать Налоговый кодекс


«Новая модель налоговой политики должна обеспечить оптимальное распределение нацио­нального богатства, высокий уровень экономической активности и точечную поддержку приоритетных отраслей экономики», – подчеркнул Касым-Жомарт­ Токаев.


По мнению лидера демократической партии «Ақ жол» Азата Перуашева, поставленные задачи можно решать через введение дифференцированных ставок налогообложения. К слову, с 2011 года акжоловцы озвучили не менее 20 депутатских запросов по этой теме. Ежегодно, когда обсуждались поправки в налоговое законодательство, они вносили свои предложения, но Правительство каждый раз отклоняло их.


– В прошлом году в своем Послании 1 сентября Президент поручил ввести отраслевые пониженные ставки, то есть регулировать налоговую нагрузку в зависимости от степени рентабельности той или иной отрас­ли. Те, у кого чистая прибыль более низкая, и налоги должны платить меньше. И наоборот. Особенно это касается малого и среднего бизнеса, – отметил Азат Перуашев.


С одной стороны, такой подход и есть справедливое распределение национального дохода; с другой – он создает справедливую налоговую нагрузку в части формирования бюджета, с третьей – обеспечит поддержку тех отраслей, которые государство считает приоритетными.


– Например, мы неоднократно предлагали пересмотреть требования к патенту для малого бизнеса. Эта норма сейчас применяется только для бизнеса, годовой оборот которого не превышает двух миллионов тенге и который не нанимает работников. Это глупость, – продолжает лидер «Ак жола», – при таком пороге месячная прибыль предпринимателя составит 34 тысячи тенге, то есть вдвое меньше даже минимальной зарплаты.


Чтобы предприниматель имел прибыль хотя бы на уровне официальной средней зарплаты по стране (а это около 300 тыс. тенге), нужно в 10 раз увеличить совокупный годовой доход по патенту, считает Азат Перуашев. Кроме того, следует разрешить нанимать работников, ведь и в малом бизнесе они нужны – будь то парикмахерская, кафе или СТО. По крайней мере, можно ограничить: не более пяти человек, например. Если учитывать оба этих фактора – прибыль на уровне средней зарплаты и возможность нанимать до пяти сотрудников, – то годовой оборот по патенту должен быть не менее 100 миллионов тенге.

Хорошо. Ну, а что можно предпринять, чтобы исходя из отраслевых приоритетов дифференцировать ставки по корпоративному подоходному налогу (КПН) и налогу на добавленную стоимость (НДС), которые формируют львиную долю госбюджета?


– На первый взгляд, если вводить пониженные ставки налогов для некоторых отраслей, то неизбежно возникают потери для бюджета, но, с другой стороны, у нас есть очень высокодоходные отрасли, которые не доплачивают. Заметьте: ни один из иностранных инвесторов, открывших неф­тегазовые компании в Казахстане, за все годы не построил ни одного НПЗ! Они все эти 30 лет вывозят нефть и газ как сырье и продолжают зарабатывать на наших природных ресурсах, – аргументирует Азат Перуашев.


В прошлом году по итогам референдума в Конституцию была включена норма о том, что земля и недра принадлежат народу рес­публики. Основываясь на этом, считает лидер «Ак жола», нужно требовать пересмотра контрактов с иностранными инвесторами, чтобы они увеличивали вложения в нашу страну, причем не только путем увеличения доли Казахстана в прибыли компаний, но и их участия в развитии экономики путем открытия либо совместных производств, либо передачи патентов и лицензий на выпуск техники, оборудования, которые они используют в своей работе.


– Это большая тема для развития так называемой офсетной политики, – считает Азат Перуашев.


Как он поясняет, при экспорте нефти и газа инвесторам государство возвращает НДС, который был уплачен покупателями их продукции. То есть из денег, которые выплачивает МСБ, население, фермеры, строители – все, кто работают на внутренний рынок, – государство доплачивает недропользователям! Парадокс? Нет, это общемировая практика: уплачивать НДС именно по месту поставки товара. В таком случае, считают акжоловцы, для экспортеров сырья нужно пересматривать КПН, потому что фактически возвращенный им НДС является сверхнормативной прибылью. Они предлагают для таких экспортеров увеличить КПН как минимум на ту же сумму НДС, которая возвращается из бюджета, а может быть и больше.


Банки тоже очень высокодоходная отрасль. Все предприятия им платят неадекватно завышенные проценты, все население. И при этом они освобождены от НДС, а общий вклад финструктур в доходную часть бюджета меньше, чем с сельского хозяйства. Но раз уж банки освобождены от НДС (это тоже международная практика, и это правильно, поскольку они не создают добавленной стоимости), тогда для них КПН должен подниматься.


– Пока же они уплачивают КПН такой же, как обычные предприниматели, например, производители молочной продукции, швейные предприятия или завод ЖБИ. Но ведь у этих предприятий несопоставимо меньше доходность, а они еще уплачивают и НДС. А банкам, к тому же, государство выделяет сотни миллиардов помощи. Поэтому подоходный налог с банков должен быть гораздо выше. Насколько именно – это вопрос экономических расчетов, но, если не ошибаюсь, в Европе он составляет порядка 60%, – отмечает лидер «Ак жола».


Вот вам два примера, как можно увеличить доходную часть бюджета путем справедливого налогообложения – за счет дифференцированных ставок КПН и НДС.


– В своем выступлении Президент также конкретизировал поручение по введению дифференцированных ставок налогов, и мы надеемся, что в новом Налоговом кодексе нам удастся выстроить сбалансированную фискальную политику. Это и увеличит доходную часть бюджета, и поддержит приоритетные отрасли нашей экономики, – подчеркивает Азат Перуашев и уверяет, что акжоловцы готовы взяться за эту работу.


Обратимся теперь к международному опыту в части введения отраслевых ставок. К примеру, в Швеции общий НДС равен 24%, а для сельского хозяйства и производства продуктов питания он составляет 0%, для производителей детских игрушек и одеж­ды – 3–5%, для фармацевтики, строительства и ремонта жилья – 6–8%. Такая дифференциация ставок налогов позволяет, с одной стороны, сдерживать рост цен на потребительские товары, прежде всего на продукты питания и одежду, а с другой – предпринимателям активно участвовать в бизнесе, зарабатывать и вносить свой вклад в национальный доход.


В Казахстане, по мнению Азата Перуашева, можно к приоритетным отнести пищевую и легкую промышленность, сложное машиностроение и приборостроение, сельское хозяйство, IT-технологии, фармацевтику, жилищное строительство. Пониженные налоговые ставки дадут им хороший стимул для развития.


Стимулировать деловую активность можно, создавая инвестиционные преференции по налогообложению. Если бизнесмен открыл дело, создал рабочие места и платит налоги в бюджет, то, например, в Германии и других европейских странах ему за определенный период путем зачета налогов возвращают до 50% инвестиций.


– И в Казахстане такого рода инвестпреференции стоит вводить. В 2016 году мы их вводили в Предпринимательский кодекс, но через два года чиновники поставили их на утрату. Мы спорили с Правительством не раз и убеждены, что нужно эти преференции возвращать, а также расширить на МСБ освобождение от налогов прибыли, направляемой в реинвестиции. Если предприятие направило полученную прибыль на модернизацию и расширение производства, приобретение нового оборудования, основных средств, сырья и материалов для дальнейшего производства, эту часть прибыли нужно освободить от обложения КПН, – предлагает партийный лидер.


Сегодня такая преференция касается только крупного бизнеса. Акжоловцы же считают необходимым, чтобы малый, и особенно средний бизнес также могли использовать такое стимулирование. Тем самым создадутся условия для роста бизнеса, постепенного перехода малых предприятий в средние, а средних – в крупные компании. Ведь инвестиции – это и новые заводы, и новая продукция, и новые рабочие места, и новые налоги в бюджет.


– Вопросам развития малого и среднего бизнеса, демонополизации экономики партия «Ақ жол» всегда уделяет особое внимание. Многие наши предложения прежде годами блокировались Правительством. Но с приходом Касым-Жомарта Кемелевича Токаева они стали реализовываться, начиная с законов о парламентской оппозиции, о банкротстве физических лиц, о дифференцированных ставках налогов. Видим, что наши взгляды, наши подходы близки к политике, проводимой Президентом, и мы будем содействовать их реализации, – резюмировал Азат Перуашев.

Источник: Казахстанская правда